Ключевые риски
С целью минимизировать возможное негативное воздействие рисков Компания регулярно идентифицирует, оценивает, проводит мониторинг рисков и реализует мероприятия по их предотвращению. В соответствии с лучшими практиками Компания развивает и совершенствует управление рисками.
В ходе своей деятельности Компания ведет постоянную идентификацию, оценку, мониторинг рисков и принимает все необходимые меры для их минимизации, а также разрабатывает мероприятия по совершенствованию управления рисками в соответствии с лучшими практиками.
Сведения об утверждении предпочтительного риск‑аппетита Компании
Предпочтительный риск (риск‑аппетит) — предельно допустимый уровень рисков, который Компания считает приемлемым и готова поддерживать в процессе достижения целей.
По итогам 2024 года предпочтительный риск (риск‑аппетит) «Россети Центр» соблюден по всем целевым показателям.
Управление ключевыми рисками
На 2024 год утвержден Реестр рисков Компании корпоративного уровня в соответствии со стандартом «Организация управления рисками и внутреннего контроля ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Центр и Приволжье», в связи с чем динамика оценки рисков в настоящем Годовом отчете не раскрывается.
Стратегическая цель Компании | ID риска | Наименование риска | Уровень существенности риска | Мероприятия по управлению риском |
---|---|---|---|---|
2024 | ||||
Обеспечить надежное и качественное электроснабжение потребителей | СР 1 | Недостижение показателей уровня надежности и качества электроснабжения | Значимый |
|
Обеспечить надежное и качественное электроснабжение потребителей | ОР 1 | Крупные аварии на электросетевых объектах | Значимый |
|
Обеспечить сохранность жизни и здоровья персонала | ОР 2 | Возникновение несчастного случая на производстве | Критический |
|
Обеспечить надежное и качественное электроснабжение потребителей | ОР 3 | Недостижение показателя готовности к работе в отопительный сезон | Значимый |
|
Обеспечить экономическую и информационную безопасность, физическую и инженерно‑техническую защиту электросетевого комплекса | ОР 9 | Нарушение и (или) прекращение функционирования объектов критической информационной инфраструктуры в результате совершения компьютерных атак | Значимый |
|
Повысить эффективность операционной деятельности. Обеспечить эффективную реализацию услуг по передаче электроэнергии и снижение потерь электрической энергии | ФР 1 | Недостижение планового уровня выручки от услуг по передаче электроэнергии | Значимый |
|
Обеспечить эффективное перспективное развитие электросетевого комплекса и технологическое присоединение | ФР 2 | Недостижение планового уровня выручки от услуг по технологическому присоединению | Значимый |
|
Повысить эффективность операционной деятельности. Обеспечить развитие нетарифных услуг | ФР 3 | Недостижение планового уровня выручки от дополнительных (нетарифных) услуг | Значимый |
|
Повысить эффективность операционной деятельности | ФР 4 | Превышение планового уровня неподконтрольных операционных расходов: на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь, на оплату услуг по передаче электроэнергии по сетям ТСО, по Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) | Значимый |
|
Повысить эффективность операционной деятельности | ФР 5 | Превышение планового уровня прочих операционных (подконтрольных и неподконтрольных) расходов | Значимый |
|
Повысить эффективность операционной деятельности | ФР 6 | Превышение планового уровня процентных расходов | Значимый |
|
Повысить эффективность операционной деятельности | ФР 7 | Превышение планового значения просроченной дебиторской задолженности от услуг по передаче электроэнергии | Значимый |
|
Повысить эффективность операционной деятельности | ФР 8 | Превышение планового уровня долговой нагрузки | Значимый |
|
Обеспечить эффективную реализацию услуг по передаче электроэнергии и снижение потерь электрической энергии. Обеспечить эффективное перспективное развитие электросетевого комплекса и технологическое присоединение | ПР 1 | Нарушение антимонопольного законодательства | Значимый |
|
Обеспечить экономическую и информационную безопасность, физическую и инженерно‑техническую защиту электросетевого комплекса | ПР 9 | Совершение преступления коррупционной направленности работниками Компании | Критический |
|
Классификация рисков и их оценка (по двум параметрам: вероятность и последствия)
Карта ключевых рисков Компании в отчетном году
Для оценки уровня воздействия рисков на деятельность Компании определяется уровень существенности риска. Риски ранжируются по трем уровням существенности: Умеренный Значимый Критический
Реализация ключевых рисков
Информация о реализации критических и значимых рисков рассматривается органами управления Компании в рамках отчета об организации, функционировании и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля за 2024 год.
Риски информационной безопасности и киберугроз
Высокий уровень угроз целевых кибератак создает значительные риски для информационной инфраструктуры и объектов электроэнергетики. Согласно Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, угрозами являются незаконное использование ИТ‑технологий и атаки на сети связи, способные нарушить работу топливно‑энергетического комплекса (ТЭК).
Для защиты объектов энергетики и противодействия хакерским группировкам Компания подключила инфраструктуру к корпоративному центру мониторинга ПАО «Россети». Это повысило скорость реагирования на атаки и обеспечило соблюдение требований Федеральной службы безопасности (ФСБ России).
В рамках программы «Информационная безопасность» создается комплексная система защиты. Обеспечена актуальная техническая поддержка: заключены договоры с отечественными разработчиками на обновление и использование ПО.
Риски в области устойчивого развития
Центральным органом контроля за системой управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК) «Россети Центр» является Совет директоров. Он утверждает Политики в области управления рисками и внутреннего контроля, определяет стратегии организации и развитие СУРиВК, утверждает уровень предпочтительного риска (риск‑аппетита) и рассматривает результаты внутренней и внешней оценки эффективности СУРиВК. Исполнительные органы «Россети Центр» обеспечивают создание и поддержание эффективного функционирования СУРиВК.
Мы стремимся соответствовать самым высоким стандартам в сфере управления устойчивым развитием, поэтому постоянно проводим идентификацию, оценку, мониторинг ESG‑рисков, принимаем меры по их минимизации и разрабатываем мероприятия по улучшению процесса управления рисками.
Экологические риски
Чтобы предупредить возможные негативные воздействия на окружающую среду, «Россети Центр» ведут контроль выбросов от стационарных источников и контроль токсичности отработанных газов автотранспорта. В то же время экологические риски оцениваются как минимальные, с незначительными последствиями для деятельности Компании в случае их реализации.
Инструментом снижения экологических рисков служит утвержденная Советом директоров Экологическая политика. Она направлена на сохранение благоприятной окружающей среды для нынешних и будущих поколений. В рамках ее реализации большое внимание уделяется работе по обращению с отходами различных классов опасности, что значительно снижает риск негативного воздействия токсичных веществ на почву и, как следствие, на здоровье человека.
Климатические риски
Изменение климата оказывает существенное воздействие на деятельность «Россети Центр». Дополнительными факторами риска служат географические особенности региона ведения производственной деятельности.
Воздействие изменений климата на электроэнергетическую отрасль можно разделить на две группы.
Связаны с природными явлениями и способны воздействовать на состояние и функционирование элементов энергосистем (генерация, распределение и потребление электроэнергии)
Связаны с переходом к низкоуглеродной экономике и способны оказать воздействие на экономику отрасли
Физические риски, связанные с экстремальными погодными условиями
Климатический фактор | Описание рисков | Механизм воздействия |
---|---|---|
Увеличение скорости ветра и повторяемости опасных явлений (порывы, шквалы, смерчи и т. п.) | Подверженность сетевой инфраструктуры вследствие несоответствия условий проектным режимам | Аварии на ЛЭП, связанные с вибрацией, субколебаниями, перехлестом и обрывом проводов, а также повреждения опор и металлоконструкций |
Увеличение повторяемости сильных гололедно‑изморозевых отложений, налипания мокрого снега | Аварии на ЛЭП, связанные с провисанием, перехлестом и обрывом проводов, а также повреждения опор и металлоконструкций | |
Экстремальные осадки и наводнения |
| Затопление наземной инфраструктуры, повреждение оборудования. Учащение оползней, случаев разрушения оснований зданий и сооружений |
Повышение повторяемости и интенсивности экстремальной жары, включая эффект городских островов тепла |
|
|
Переходные риски
Увеличение неравномерности отдачи в сеть электроэнергии от новых объектов генерации при смещении энергобаланса в сторону ВИЭ |
Изменение в режимах потребления из‑за развития энергосберегающих технологий и электротранспорта |
Введение финансовых механизмов снижения выбросов углекислого газа и, как следствие, рост стоимости электроэнергии для компенсации потерь в сетях |
Возникновение новых крупных центров потребления электроэнергии, в том числе для производства топлива с низким углеродным следом |
Управление климатическими рисками
Для снижения физических рисков Компания принимает меры по адаптации электросетевого хозяйства.
Климатические риски | Примеры адаптационных мероприятий |
---|---|
Экстремально высокая/низкая температура воздуха |
|
Изменение температурно‑влажностного режима и режима осадков |
|
Наводнения |
|
Ураганы, смерчи, град, очень сильный ветер, гололедно‑изморозевые явления |
|
Селевые потоки, водоснежные потоки, оползни |
|
Роль Совета директоров в управлении вопросами климата
Принятие решений в части работы с переходными рисками находится в зоне ответственности Совета директоров Компании и заключается в адаптации стратегии и корректировке инвестпрограммы «Россети Центр» в соответствии с внешними изменениями.
Риски и возможности, связанные с взаимодействием с поставщиками
Мы ведем бизнес в соответствии с нормами этики и стремимся распространять такой подход среди контрагентов, а также способствовать их экономическому развитию, реализуя следующие практики:
- поддержка малого и среднего бизнеса и предпринимательства;
- противодействие коррупции;
- поддержка добросовестной конкуренции.